Алексеева Галина Николаевна

календарно-тематическое планирование средняя группа

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Волчихинский детский сад №2» Волчихинского района Алтайского края

 

 

Рассмотрено на педагогическом совете  Утверждаю: _________/Т.В.Кравцова/

Протокол  № от ______ 2020г.  Заведующий МКДОУ

«Волчихинский детский сад №2»

Приказ № ___ от ________2020 г.

 

Календарно – тематический план

на 2020- 2021 учебный год

(средняя группа 4- 5 лет).

Разработан на основе программы «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, МА. Васильевой

 

 

 

 

 

 

 

Составлен воспитателями

МКДОУ «Волчихинский

детский сад№2»

Алексеева Г.Н., Ковалёва Е.С.

 

 

 

 

 

 

с. Волчиха - 2020г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально – коммуникативное развитие»

 

Пояснительная записка

«Социально- коммуникативное» развитие детей  проводится во второй половине дня, через планируемые формы работы (беседы, дидактические игры, театрализованные игры, презентации), направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование  готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых ; позитивных установок к различным видам труда и творчества;  основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные цели и задачи:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно  оценивать свои поступки и поступки сверстников;

Развивать  общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Ребенок в семье и сообществе.

Формировать  образа Я, уважительное  отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу  детей и взрослых;

формировать  гендерной, семейной  принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Развивать навыки  самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Воспитывать культурно-гигиенические  навыки.

Формировать позитивные установки  к различным видам труда и творчества;

Воспитывать  положительное отношение  к труду, желание трудиться.

Формировать  умения  ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Дать  первичные представления  о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Формирование основ безопасности.

Формировать  первичные  представления  о безопасном поведении в быту, социуме, природе.

Воспитывать  осознанное  отношение к выполнению правил безопасности,

осторожного  и  осмотрительного  отношения  к потенциально  опасным  для  человека  и  окружающего  мира  природы  ситуациям;

Дать представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; о правилах безопасности  дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Содержание психолого – педагогической работы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Пояснительная записка

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; к окружающим привычку сообща  играть,  трудиться,  заниматься;  стремление  радовать  старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

 Целевые ориентиры:

договариваться с партнерами по игре, сообща играть, трудиться, заниматься;

  Уважительно относиться к окружающим, заботится о малышах, помогать им, с благодарностью относится к помощи;

оценивать свои поступки и поступки сверстников;

Иметь  представление о правилах поведения в общественных местах.

Занятия по разделу «Социализация» проводятся по вторникам во вторую половину дня, длительностью 20 минут.

Тема

Форма проведения

Литература

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание 

1

Зачем говорят «Здравствуй»?

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.12

01.09.2020г.

 

 

2

«Праздник вежливости»

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.13

08.09.2020г.

 

 

3

«Чего не знал воробушек»

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.14

15.09.2020г.

 

 

4

«Расскажи друзьям о своей любимой книге»

беседа

Л.В. Абрамова, И.Ф. Слепцова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» стр.5

22.09.2020г.

 

 

5

«Предложи сверстникам новую игру»

беседа

стр.5

29.09.2020г.

 

 

6

«Солнышко-ведрышко»

беседа

Стр. 6

06.10.2020г.

 

 

7

«Играем дружно»

беседа

Стр.7

13.10.2020г.

 

 

8

 «Автобус для зверят»

беседа

Стр.8

20.10.2020г.

 

 

9

«Где живут рыбки»

беседа

Стр. 8

27.10.2020г.

 

 

10

«Мы играем»

беседа

Стр.9

03.11.2020г.

 

 

11

 «Постарайся успокоить сверстника»

беседа

Стр.13

10.11.2020г.

 

 

12

«День добрых дел»

беседа

Стр.14

17.11.2020г.

 

 

13

  «Мы дружные ребята»

беседа

Стр. 17

24.11.2020г.

 

 

14

«Чему нас учит сказка»

беседа

Стр.23

01.12.2020г.

 

 

15

«Мы играем»

беседа

Стр.24

08.12.2020г.

 

 

16

«Гости из деревни Дымково»

беседа

Стр.25

15.12.2020г.

 

 

17

«Как вести себя за столом»

беседа

Стр.31

22.12.2020г.

 

 

18

«Для чего нужны друзья»

беседа

Стр.34

29.12.2020г.

 

 

19

«Почему я хочу быть хорошим»

беседа

Стр.37

12.01.2021г.

 

 

20

«Как быть хорошим другом»

беседа

Стр.41

19.01.2021г.

 

 

21

«Для чего нужны считалки»

беседа

Стр.44

26.01.2021г.

 

 

22

«Неразлучные друзья: взрослые и дети»

беседа

Стр.45

02.02.2021г.

 

 

23

«Зачем нужны вежливые слова»

беседа

Стр.50

09.02.2021г.

 

 

24

«Я нуждаюсь в помощи»

беседа

Стр.51

16.02.2021г.

 

 

25

«У нас в гостях фея Здрасьте»

беседа

Стр.51

02.03.2021г.

 

 

26

«Как поднять другому настроение»

беседа

Стр.53

09.03.2021г.

 

 

27

«Что значит быть отзывчивым?»

беседа

Стр.58

16.03.2021г.

 

 

28

«Я помогаю малышу»

беседа

Стр.68

23.03.2021г.

 

 

29

«Ремонтируем игры»

беседа

Стр.76

30.03.2021г.

 

 

30

«Мы водим хоровод»

беседа

Стр.72

06.04.2021г.

 

 

31

«Мой любимый мультфильм»

беседа

Стр.70

13.04.2021г.

 

 

32

«Почему нужно уметь уступать»

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.26

20.04.2021г.

 

 

33

«К чему ведут ссоры в игре»

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.27

27.04.2021г.

 

 

34

«Правила дружной игры»

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.27

04.05.2021г.

 

 

35

«Доброе дело – правду говорить смело»

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.49

11.05.2021г.

 

 

36

«Не сиди сложа руки – так не будет  и скуки»

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.56

18.05.2021г.

 

 

37

«Каждой вещи -  своё место»

беседа

В. И Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр.65

25.05.2021г.

 

 

итого: 37 занятий в год

4-5 занятия в месяц

1 занятие в неделю

Ребенок в семье и сообществе

Пояснительная записка.

Образ Я. Целью данного раздела является формирование представления о росте и развитии ребенка, его прошлом и будущем. Формировать первичные представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома и на улице. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят.

Формировать первичные гендерные представления.

Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях.

Детский сад. Цель данного раздела - продолжать знакомить детей с детским

садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить их на место.

Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.

К концу года дети могут:

-самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки;

-знать, что мальчики сильные, смелые, а девочки нежные, женственные);

-убирать игрушки, накрывать на стол;

-замечать изменения в оформлении группы, зала, участка.

Занятия по разделу «Ребенок в семье и сообществе» проводятся по понедельникам во второй половине дня один раз в две недели, длительностью 20 минут.

Тема

Форма проведения 

Литература

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

1

«Моя мама»

беседа

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы» стр. 20

07.09.2020г.

 

 

2

«Сегодня дошколята, завтра школьники»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №1

21.09.2020г.

 

 

3

«Я и моя семья»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №2

05.10.2020г.

 

 

4

«Моя семья на фото»

 

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №3

19.10. 2020г.

 

 

5

«Одежда девочек и мальчиков»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №4

02.11.2020г.

 

 

6

«Моя большая семья»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №5

16.11.2020г.

 

 

7

«Мой любимый детский сад»

 

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №6

30.11. 2020г.

 

 

8

«Мои родители меня назвали…»

 

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №7

14.12.2020г.

 

 

9

«Забота о младших»

 

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №8

28.12.2020г.

 

 

10

«Наш детский сад - большая семья»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №9

18.01.2021г.

 

 

11

«Кем я буду и каким я буду»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №10

01.02.2021г.

 

 

12

«Моя родословная»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №11

15.02.2021г.

 

 

13

«Какими мы были в младшей группе»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №12

01.03.2021г.

 

 

14

«Поведение девочек и мальчиков»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №13

22.03.2021г.

 

 

15

«Папа на работе»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №14

05.04.2021г.

 

 

16

«Я и мое имя»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №15

19.04.2021г.

 

 

17

«Мои друзья»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №16

17.05.2021г.

 

 

18

«Я житель Волчихи»

беседа

Картотека «Ребенок в семье и сообществе» к. №17

31.05.2021г.

 

 

итого: 18 занятий в год

2-3 занятия в месяц

1 занятие  в две недели

 

 

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Пояснительная записка.

Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить матери- алы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы.

Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Продолжать учить детей помогать взрослым,  поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды.

Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по четвергам во вторую половину дня длительностью 20 мин.

Тема

Форма проведения

Литература

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

1

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок)

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

03.09.2020г.

2

Уборка мусора на участке

Труд в природе

Картотека прогулок

10.09.2020г.

3

«Умывание»

Беседа

Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.82

17.09.2020г.

4

Дежурство по столовой;

по группе; в уголке природы

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

24.09.2020г.

5

Уборка осенних листьев

Труд в природе

Картотека прогулок

01.10.2020г.

6

«Одевание»

Беседа

Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.83

08.10.2020г.

7

Уход за игрушками, их мытьё

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

15.10.2020г.

8

Уборка участка сухих веточек.

Труд в природе

Картотека прогулок

22.10.2020г.

9

«Дежурство»

Беседа

Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.84

29.10.2020г.

10

Стирка кукольной одежды

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

05.11.2020г.

11

Расчистка дорожек от снега

Труд в природе

Картотека прогулок

12.11.2020г.

12

«Стирка»

Беседа

Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.85

19.11.2020г.

13

Уход за игрушками, их мытьё

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

26.11.2020г.

14

Расчистка от снега дорожки, ведущей к кормушке

Труд в природе

Картотека прогулок

03.12.2020г.

15

«Знакомство с трудом медицинского работника»

Беседа

Л. В. Куцакова «Трудовое воспитание» стр.88

10.12.2020г.

16

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок)

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

17.12.2020г.

17

Сгребание снега в определенное место для построек

Труд в природе

Картотека прогулок

24.12.2020г.

18

«В гостях у музыкального руководителя»

Беседа

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр.41

31.12.2020г.

19

Дежурство по столовой;

по группе; в уголке природы

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

14.01.2021г.

20

Расчистка снега со скамеек

Труд в природе

Картотека прогулок

21.01.2021г.

21

«Наш любимый плотник»

Беседа

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным миром» стр.49

28.01.2021г.

22

Уход за игрушками, их мытьё

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

04.02.2021г.

23

Расчистка кормушек от снега, кормление птиц

Труд в природе

Картотека прогулок

11.02.2021г.

24

Знакомство с работой дворника

Беседа

Картотека прогулок

18.02.2021г.

25

Стирка кукольной одежды

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

25.02.2021г.

26

Посыпание скользких дорожек песком

Труд в природе

Картотека прогулок

04.03.2021г.

27

«Знакомство с трудом почтальона»

Беседа

«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В. Алешина, стр.27

11.03.2021г.

28

Уход за игрушками, их мытьё

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

18.03.2021г.

29

Уборка с участка сухих веточек

Труд в природе

Картотека прогулок

25.03.2021г.

30

У нас в гостях работник прачечной.

Беседа

«Занятия по ознакомлению с окружающим» О.В. Дыбина, стр.44

01.04.2021г.

31

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок)

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

08.04.2021г.

32

Сбор мусора на участке

Труд в природе

Картотека прогулок

15.04.2021г.

33

«Профессия продавца»

Беседа

Картотека «Профессии»

22.04.2021г.

34

Дежурство по столовой;

по группе; в уголке природы

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

29.04.2021г.

35

Посев семян цветов на клумбах

Труд в природе

Картотека прогулок

06.05.2021г.

36

«Профессия шофёра»

Беседа

Картотека «Профессии»

13.05.2021г.

37

Стирка кукольной одежды

Совместная деятельность  с воспитателем

Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание»

20.05.2021г.

38

Уборка мусора на участке

Труд в природе

Картотека прогулок

27.05.2021г.

итого: 38 занятий в год

от 3-5 занятий в месяц

1 занятие в неделю

Формирование основ безопасности

Пояснительная записка

Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ безо­пасности окружающего мира (экологического сознания).

Этот процесс происходит через решение следующих задач:

Безопасное поведение в природе:

 -познакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;

-формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;

-формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

-знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах:

- развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;

-продолжать знакомить с понятиями «улица»,  «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

-уточнить знания детей о назначении светофора и работе полицейского;

-знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями внешнего вида и назначения;

-знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»;

-формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности.

 - знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;

-знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами;

-закреплять умения пользоваться столовыми приборами, ножницами; правила

-знакомить с правилами езды на велосипеде;

-знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми;

- рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Работа по направлению «Безопасность» проводится во вторую половину дня по пятницам, длительностью 20 минут.

Тема

Форма проведения

Литература

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

1

«Взаимная забота и помощь в семье»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.8

04.09.2020г.

2

«Опасные предметы»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.11

11.09.2020г.

3

«Опасные ситуации дома»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.13

18.09.2020г.

4

«Знакомство с улицей»

беседа

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.17

25.09.2020г.

5

«Один дома»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.15

02.10.2020г.

6

«Если ребенок потерялся»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.16

09.10.2020г.

7

 «Огонь – наш друг, огонь  – наш враг!»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.18

16.10.2020г.

8

«Беседа о правилах дорожного движения»

беседа

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.18

23.10.2020г.

9

«О правилах пожарной безопасности»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.20

30.10.2020г.

10

«Правила поведения при пожаре»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.22

06.11.2020г.

11

«Правила поведения на воде»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.24

13.11.2020г.

12

«Наблюдение за светофором»

 

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.20

20.11.2020г.

13

«Небезопасные зимние забавы»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.25

27.11.2020г.

14

«Поведение ребенка на детской площадке»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.26

04.12.2020г.

15

«Психологическая безопасность, или защити себя сам»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.28

11.12.2020г.

16

«Зачем нужны дорожные знаки»

беседа

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.21

18.12.2020г.

17

«Как устроен мой организм»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.30

25.12.2020г.

18

«Соблюдаем режим дня»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.31

15.01.2021г.

19

«Бережем свое здоровье, или Правила доктора Неболейко»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.33

22.01.2021г.

20

«В гости к крокодилу Гене»

беседа

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.22

29.01.2021г.

21

«О правильном питании и пользе витаминов»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.35

05.02.2021г.

22

«Правила первой помощи»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.37

12.02.2021г.

23

«Врачебная помощь»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.38

19.02.2021г.

24

«Разрешается быть примерным пешеходом и пассажиром»

беседа

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.25

26.02.2021г.

25

«Правила безопасного поведения на улицах»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.40

05.03.2021г.

26

«Твои помощники на дороге»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.42

12.03.2021г.

27

«Дорожные знаки»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.43

19.03.2021г.

28

«Я – пешеход»

беседа

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.26

26.03.2021г.

29

«О правилах поведения в транспорте»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.45

02.04.2021г.

30

«Правила поведения на природе»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.47

09.04.2021г.

31

«Опасные насекомые»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.49

16.04.2021г.

32

«Для чего нужны дорожные знаки»

беседа

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.29

23.04.2021г.

33

«Ядовитые растения»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.51

30.04.2021г.

34

«Не все грибы съедобны»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.52

07.05.2021г.

35

«Правила поведения при грозе»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.53

14.05.2021г.

36

«Знакомство с городским транспортом»

беседа

Т.Ф.Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» стр.31

21.05.2021г.

37

«Правила поведения при общении с животными»

беседа

К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников» стр.56

28.05.2021г.

итого: 37 занятий в год,  от 3-5 занятий в месяц,  1 занятие в неделю

Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля  как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»

Формирование элементарных математических представлений.

Пояснительная записка

Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных матема­тических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.

Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятель­ности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количе­ственным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:

- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;

- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;

- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);

- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;

- расширение представлений о геометрических фигурах;

- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.

Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организа­ция особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого дей­ствия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвое­ния математического содержания. В процессе обучения широ­ко используются дидактические игры.

Целевые ориентиры: 

 считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;

• сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);

•  раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастаю­щем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;

• различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;

• находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;

• определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);

• различать левую и правую руки;

• определять части суток.

Занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся 1 раз в неделю по средам в первую половину дня, длительностью 20 мин.

Сентябрь

№ п / п

Тема

Количество часов

Литература

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

1

 

«Сравнение двух  равных групп предметов»

1

И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений»  стр. 12

02.09.2020г.

 

2

 

«Сравнение двух групп предметов, разных по цвету»

1

Стр.13

09.09.2020г.

 

3

«Геометрические фигуры»

1

Стр.14

16.09.2020г.

4

«Закрепление умения сравнивать два предмета по величине»

1

стр. 12

23.09.2020г.

5

«Закрепление умения различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь)»

1

Стр.13

30.09.2020г.

Октябрь

6

«Сравнение двух групп предметов, разных по форме»

1

Стр. 15

07.10.2020г.

7

«Счет предметов  в пределах 3»

1

Стр.17

14.10.2020г.

8

«Сравнение двух предметов по величине»

1

Стр.18

21.10.2020г.

9

«Счет в пределах 3, соотнося число с элементом множества»

1

Стр.19

28.10.2020г.

Ноябрь

10

«Порядковое значение числа 3»

1

Стр.21

11.11.2020г.

11

«Образование числа 4»

1

Стр.23

18.11.2020г.

12

«Образование числа5»

1

Стр.25

25.11.2020г.

Декабрь

13

«Порядковое значение числа 5»

1

Стр.28

02.12.2020г.

14

«Сравнение предметов по двум признакам величины (длине и ширине)»

1

Стр. 29

09.12.2020г.

15

 «Знакомство с цилиндром»

1

Стр. 31

16.12.2020г.

16

«Отсчет предметов в пределах 5»

1

 

Стр.32

23.12.2020г.

17

«Закрепление умения различать шар, куб, цилиндр»

1

Стр.32

  30.12.2020г.

Январь

18

«Счет и отсчёт предметов в пределах 5»

1

Стр. 33

13.01.2021г.

19

«Сравнение трех предметов по длине»

1

Стр.34

20.01.2021г.

20

«Ориентировка в пространстве (слева, справа, налево, направо)»

1

Стр.36

27.01.2021г.

Февраль

21

«Сравнение трёх предметов по ширине»

1

Стр.37

03.02.2021г.

22

«Ориентировка в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади)»

1

Стр.39

10.02.2021г.

23

«Геометрические фигуры»

1

Стр.40

17.02.2021г.

24

«Умение воспроизводить указанное количество движений (в пределах 5)»

1

Стр.42

24.02.2021г.

Март

25

«Сравнение предметов по величине (в пределах 5)»

1

Стр.43

03.03.2021г.

26

«Сравнение трёх предметов по высоте»

1

Стр.44

10.03.2021г.

27

«Умение различать и называть геометрические фигуры: куб, шар»

1

Стр. 45

17.03.2021г.

28

«Сравнение цилиндра с шаром»

1

Стр.46

24.03.2021г.

29

«Закрепление умения двигаться в заданном направлении»

1

Стр.46

31.03.2021г.

Апрель

30

«Определение геометрических фигур по цвету, форме, величине»

1

Стр.48

07.04.2021г.

31

«Количественный и порядковый счет в пределах 5»

1

Стр.49

14.04.2021г.

32

«Счёт и отсчёт предметов на слух, на ощупь (в пределах 5)»

1

Стр.50

21.04.2021г.

33

«Ориентировка в пространстве»

1

Стр.51

28.04.2021г.

Май

34

«Закрепление умения двигаться в заданном направлении»

1

Стр. 43

05.05.2021г.

35

«Сравнение предметов по высоте»

1

Стр.44

12.05.2021г.

36

«Совершенствование представлений о значении слов далеко - близко»

1

Стр.48

19.05.2021г.

37

«Количественный и порядковый счет»

1

Стр.49

26.05.2021г.

итого: 37 занятий в год,

4-5 занятия в месяц,

1 занятие  в неделю

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Пояснительная записка

В раздел «Развитие познавательно - исследовательской деятельности» входят «Познавательно- исследовательская деятельность», «Сенсорное развитие», «Проектная деятельность», «Дидактические игры»

Познавательно - исследовательская деятельность.  Цели данного раздела решаются через знакомство детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение  получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.

Формирование умений выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей  и предлагаемым алгоритмом действий. Учить понимать и использовать в познавательно - исследовательской деятельности модели, предложенные взрослыми.

Сенсорное развитие. Реализация цели данного раздела проходит через решение следующих задач:

- продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности;

-обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с  широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их исследования;

-закреплять ранее полученные ранее навыки обследования предметов и объектов;

-совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

- продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый);

-развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания;

-формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности;

- развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов.

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки проектно- исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры.

-  Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

-  Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

-совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать наблюдательность и внимание.

Целевые ориентиры: 

активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности;

классификация на основе сравнения: по длине, форме, цвету/орнаменту, материалу, плотности, фактуре

формирование  представлений о материалах,  природных явлениях  и времени, состояниях воды, мире растений, предметном мире, геометрических эталонах;

обогащение  словаря  детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений;

знакомство  с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»).

Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого  типа. Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.

Создание условий для развития проектной деятельности

С целью развития проектной деятельности в группе  создается  открытая  атмосфера, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Регулярно выделяется  время для проектной деятельности, создаются  условия для презентации проектов.

Для  развития проектной деятельности:

• создаются  проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;

• регулярно предлагаются  проектные образовательные ситуации  на заданные детьми вопросы;

•поддерживается  детская  автономия: предлагается  детям самим выдвигать проектные решения;

•дети  самостоятельно  планируют свою деятельность при выполнении всего замысла.

Дидактические игры.

Организовывать  дидактические  игры,  объединяя  детей в подгруппы по 2–4 человека; формировать умение  выполнять правила игры ; сравнивать предметы, подмечать незначительные р

19 января 2022 в 16:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.