Алексеева Галина Николаевна
календарно-тематическое планирование средняя группаМуниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Волчихинского района Алтайского края
Рассмотрено на педагогическом совете Утверждаю: _________/Т.В.Кравцова/ Протокол № от ______ 2020г. Заведующий МКДОУ «Волчихинский детский сад №2» Приказ № ___ от ________2020 г.
Календарно – тематический план на 2020- 2021 учебный год (средняя группа 4- 5 лет). Разработан на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, МА. Васильевой
Составлен воспитателями МКДОУ «Волчихинский детский сад№2» Алексеева Г.Н., Ковалёва Е.С.
с. Волчиха - 2020г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально – коммуникативное развитие»
Пояснительная записка «Социально- коммуникативное» развитие детей проводится во второй половине дня, через планируемые формы работы (беседы, дидактические игры, театрализованные игры, презентации), направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых ; позитивных установок к различным видам труда и творчества; основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Основные цели и задачи: Социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; Развивать общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, социального и эмоционального интеллекта, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим; Формировать готовность детей к совместной деятельности, развивать умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. Ребенок в семье и сообществе. Формировать образа Я, уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формировать гендерной, семейной принадлежности. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развивать навыки самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Воспитывать культурно-гигиенические навыки. Формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества; Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Формировать умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо). Дать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Формирование основ безопасности. Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям; Дать представления о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них; о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. Содержание психолого – педагогической работы Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Пояснительная записка Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; к окружающим привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия, заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности. Целевые ориентиры: договариваться с партнерами по игре, сообща играть, трудиться, заниматься; Уважительно относиться к окружающим, заботится о малышах, помогать им, с благодарностью относится к помощи; оценивать свои поступки и поступки сверстников; Иметь представление о правилах поведения в общественных местах. Занятия по разделу «Социализация» проводятся по вторникам во вторую половину дня, длительностью 20 минут.
итого: 37 занятий в год 4-5 занятия в месяц 1 занятие в неделю Ребенок в семье и сообществе Пояснительная записка. Образ Я. Целью данного раздела является формирование представления о росте и развитии ребенка, его прошлом и будущем. Формировать первичные представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома и на улице. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят. Формировать первичные гендерные представления. Семья. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях. Детский сад. Цель данного раздела - продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Закреплять у детей навыки бережного отношения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить их на место. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми. К концу года дети могут: -самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки; -знать, что мальчики сильные, смелые, а девочки нежные, женственные); -убирать игрушки, накрывать на стол; -замечать изменения в оформлении группы, зала, участка. Занятия по разделу «Ребенок в семье и сообществе» проводятся по понедельникам во второй половине дня один раз в две недели, длительностью 20 минут.
итого: 18 занятий в год 2-3 занятия в месяц 1 занятие в две недели
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Пояснительная записка. Культурно-гигиенические навыки. Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить. Самообслуживание. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно заправлять постель. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить матери- алы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы. Общественно-полезный труд. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить детей с наиболее экономными приемами работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Учить оценивать результат своей работы (с помощью взрослого). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Развивать желание помогать друг другу. Формировать у детей предпосылки (элементы) учебной деятельности. Продолжать развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно делать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. Продолжать учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в группе: протирать игрушки, строительный материал и т. п. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада (подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега, поливать песок в песочнице и пр.). Приучать добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды. Труд в природе. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы; обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью — к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой — к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, к созданию фигур и построек из снега; весной — к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; летом — к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб. Уважение к труду взрослых. Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд. Занятия проводятся 1 раз в неделю по четвергам во вторую половину дня длительностью 20 мин.
итого: 38 занятий в год от 3-5 занятий в месяц 1 занятие в неделю Формирование основ безопасности Пояснительная записка Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ безопасности окружающего мира (экологического сознания). Этот процесс происходит через решение следующих задач: Безопасное поведение в природе: -познакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы; -формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе; -формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»; -знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями. Безопасность на дорогах: - развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности; -продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения; -уточнить знания детей о назначении светофора и работе полицейского; -знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями внешнего вида и назначения; -знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»; -формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности. - знакомить с правилами безопасного поведения во время игр; -знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами; -закреплять умения пользоваться столовыми приборами, ножницами; правила -знакомить с правилами езды на велосипеде; -знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми; - рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре. Работа по направлению «Безопасность» проводится во вторую половину дня по пятницам, длительностью 20 минут.
итого: 37 занятий в год, от 3-5 занятий в месяц, 1 занятие в неделю Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» Формирование элементарных математических представлений. Пояснительная записка Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей. Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач: - формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы; - развитие умения определять равенство или неравенство частей множества; - развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности); - совершенствование умения сравнивать предметы по величине; - расширение представлений о геометрических фигурах; - развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени. Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания. В процессе обучения широко используются дидактические игры. Целевые ориентиры: считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»; • сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар); • раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду; • различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия; • находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры; • определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз); • различать левую и правую руки; • определять части суток. Занятия по формированию элементарных математических представлений проводятся 1 раз в неделю по средам в первую половину дня, длительностью 20 мин. Сентябрь
итого: 37 занятий в год, 4-5 занятия в месяц, 1 занятие в неделю Развитие познавательно – исследовательской деятельности Пояснительная записка В раздел «Развитие познавательно - исследовательской деятельности» входят «Познавательно- исследовательская деятельность», «Сенсорное развитие», «Проектная деятельность», «Дидактические игры» Познавательно - исследовательская деятельность. Цели данного раздела решаются через знакомство детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формирование умений выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом действий. Учить понимать и использовать в познавательно - исследовательской деятельности модели, предложенные взрослыми. Сенсорное развитие. Реализация цели данного раздела проходит через решение следующих задач: - продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности; -обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их исследования; -закреплять ранее полученные ранее навыки обследования предметов и объектов; -совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств. Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. - продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый); -развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания; -формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности; - развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов. Проектная деятельность. Развивать первичные навыки проектно- исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей. Дидактические игры. - Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы). - Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»). -совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать наблюдательность и внимание. Целевые ориентиры: активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности; классификация на основе сравнения: по длине, форме, цвету/орнаменту, материалу, плотности, фактуре формирование представлений о материалах, природных явлениях и времени, состояниях воды, мире растений, предметном мире, геометрических эталонах; обогащение словаря детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений; знакомство с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. Создание условий для развития проектной деятельности С целью развития проектной деятельности в группе создается открытая атмосфера, которая вдохновляет детей на проектное действие и поощряет его. Регулярно выделяется время для проектной деятельности, создаются условия для презентации проектов. Для развития проектной деятельности: • создаются проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию; • регулярно предлагаются проектные образовательные ситуации на заданные детьми вопросы; •поддерживается детская автономия: предлагается детям самим выдвигать проектные решения; •дети самостоятельно планируют свою деятельность при выполнении всего замысла. Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; формировать умение выполнять правила игры ; сравнивать предметы, подмечать незначительные р 19 января 2022 в 16:03
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.